top of page
  • Writer's pictureОльга Старынина

Несчастный Розеноэр


В конце ХIХ века оперное искусство все больше завоевывало сибирские подмостки. Первая опера была представлена на красноярской сцене в 1882 году – «Аскольдова могила» Верестовского в труппе Шипилина. В Томске первой оперой стала «Травиата» в 1890 году, выдержавшая два представления. Пытался ставить оперу в отрывках в Томске Брагин в 1893-1894 годах: «Русалку» Даргомыжского, «Паяцы» Леонкавалло, «Трубадура» и «Травиату» Верди, «Фауста» Ш. Гуно, «Сельскую честь» Масканьи.

В 1896 году в Красноярске образовалась полноценная оперная труппа. Возглавил ее антрепренер Валентин Иванович Розанов (Розеноэр) – выпускник петербургской консерватории, преподаватель фортепиано и сольного пения в томских музыкальных классах, ранее подвизавшийся в музыкальной труппе С.В. Брагина, на любительских концертах и снискавший хорошие отзывы в местной прессе: «Пение Розанова (Розеноэра) иногда производит сильное впечатление». Певец исполнял заглавные партии в опере «Галька», «Травиата», «Паяцы» и др.

В молодости Розанов-Розеноэр учился у профессора Габеля в Санкт-Петербургской консерватории. «Певца привела к нему известная певица О.Н. Петрова, и профессор Давыдов, директор консерватории, были приятно удивлены чрезвычайной музыкальностью молодого человека. Он был очень беден, и ему дали стипендию. Окончил Розеноэр консерваторию одним из лучших, пел в провинции, антрепренерствовал, затем был преподавателем пения в Томске. «Как преподаватель, он мне прислал своих учеников, и я оставался всегда доволен его школой» – вспоминал профессор Габель. [1]

Первый оперный сезон в Красноярске открылся 10 октября 1896 года и продолжился до 10 января 1897 г. Ставились оперетки, легкие комедии, а также гордость красноярского театра – серьезные оперы: «Аскольдова могила» Верстовского - 2 раза; «Русалка» Даргомыжского - 3 раза; «Жизнь за царя», «Галька» - 3 раза; «Травиата» - 3 раза; «Демон» - 2 раза; «Фауст» - 2 раза; «Кармен» - 3 раза; «Паяцы», «Онегин» - 2 раза; «Риголетто» - 3 раза, «Аида» - 2 раза, «Волшебный стрелок» и один акт из «Рогнеды». Как видите, серьезный репертуар ставил антрепренер. Для этого нужны соответствующие силы. К слову сказать, никогда до этого сезона столичный журнал не уделял столько внимания Красноярской труппе, ни драматической, ни опереточной и ни, тем более оперной. Это первая большая труппа оперная в Красноярске.

Вот как пишет журнал «Театр и искусство» об этой труппе: «Ощущавшийся в начале сезона недостаток баритонов с приездом г. Задольского существенно пополнился. г. Задольский обладает обширным по величине голосом, недурной школой, хорошей внешностью, но еще недостаточно опытен. К заметным недостаткам относятся неясная фразировка и некоторая угловатость манер». Большим успехом пользовался Резунов, блиставший на иркутской и столичных сценах. Отмечалось, что мужской персонал значительно лучше и сильнее женского. «Г-жа Михайлова, начинающая певица, обладает хорошим голосом... Сопрано Сикорская очень недурна в драматических ролях. Аида, Русалка, но постоянное детонирование и рутинная игра портят впечатление». Об исполнителях второстепенных ролей писали, что они очень слабы, обстановка (декорации) очень плохи, особенно в «Онегине», а хоры удовлетворительны. Несмотря на все перечисленное, публика посещала театр, сборы были отличные и актеры всегда получали жалование. Позже на сцене прошли «Мазепа», «Сельская честь», «Жидовка», «Трубадур». В итоге первый красноярский оперный сезон закончился с прибылью. Кроме русских и зарубежных опер импресарио для сборов ставил оперетки.

На следующий сезон решил ставить драму и оперетту. Состав набрал следующий: Воронина, Калмыкова, Струйская, Лавровская, Мещерская, Карташева, Милина, Медведева, мужской персонал: Панин, Семенов-Самарский, Мещерский, Богданов, Николенков, Грибков, Яковлев, Медведев и др. [2] Среди мужского персонала выделялись известные столичные и европейские артисты Семенов-Самарский, Мещерский, Богданов.

Во втором сезоне 1898 года дела шли тоже неплохо. Яркую деталь имеем в этом сезоне: в бенефис артиста Богданова выпущена была целая газета «Бенефис», заслужившее внимание столичного журнала: «В отделе телеграмм мы находим извещение из Парижа: «Дом Мольера шлет привет дому Розеноэра. В передовой статье доказывается, что водевиль есть вещь, а прочее все гиль. В хронике находим известие: зверское убийство английского подданного Василия Васильевича Шекспира раскрыто, расследовано и будет отдано на суд публики в Красноярском городском (увы!) театре»... «Привезена пара свиней куплена на бутерброды для посетителей театрального буфета вовремя бенефисного спектакля. Наконец, из объявления мы узнаем, что артист ставит «Гамлета наизнанку» и «Меблированные комнаты Королева». Бенефисная газета завершается следующим монологом красноярского Гамлета:

«Идти иль не идти? Вот в чем вопрос. Снести ли брань супруги раздраженной, Грозившей мне расцарапать нос, коль я пойду, театром увлеченный? И убежать? И, покорясь, уснуть? И если сон мой посетят видения, Чем призрака смогу я отпугнуть? И взгляд Эрве, исполненный презренья И грустный взгляд Богданова Всю ночь мне грезиться все будет до рассвета». [3]

Удачно начался второй сезон, но вдруг роковая случайность – пожар в театре в 1898 году – сгубил хорошо поставленное дело. Антреприза потерпела крах, а молодой талантливый певец от отчаяния застрелился. Оставшиеся актеры вынуждены были давать концерты спектакли в Общественном собрании и перебиваться, кто как мог, другие разъехались в Томск. Так в 1898 году бесславно закончилась оперная антреприза в Красноярске. «Заветной мечтой покойного было поселиться в Петербурге и заниматься преподавательской деятельностью», – писала в статье журнала «Театр и искусство» [4]. Но увы, судьба распорядилась иначе.

Мне удалось найти предсмертное письмо покойного антрепренера, помещенное в газете «Сибирский вестник» его супругой, которая раскрывает тайну смерти импресарио Розанова. Несчастный пишет в письме: «Пожар театра поставил меня нежданно-негаданно в самое безвыходное положение. Люди начали меня бить лежачего». [5]

Как выясняется из заметки, Розеноэр арендовал три театра: В Красноярске, Томске и Енисейское общественное собрание, в которых предполагал по очереди давать спектакли. Но актеры почему-то после пожара не пожелали ехать в Енисейск. Красноярская дирекция театра потребовала сразу после происшествия заплатить 1000 р. долга, хотя у них был залог в 500 рублей, отданный антрепренером в начале сезона. «Втягиваясь в долги (а долг был существенным - 9000 рублей), я предполагал работать 3-4 года и не мог в один год все окупить», — оправдывается перед читателями погибший. Не помогли ему и актеры, которым он сполна отдавал жалование и даже давал в долг, по доброте своей оставаясь даже без сигарет.

Усугубили ситуацию газетчики. «Сибирской газете» было написано, будто пожар не обошелся без человеческих жертв, что не соответствовало действительности. «Не упал бы я духом, продолжал бы работать, если бы меня не травили, подобно зайцу. Сегодня является некий господин с телеграммой от того же З. В телеграмме сказано: сообщите адрес г. Розеноэра». Все это: огромный долг, отказ актеров поддержать его деньгами и действиями, холодное бесчувственное отношение дирекции театра и обывателей, – привело к печальному финалу. Я думаю, причиной того, что 28 октября 1898 года В.И. Розеноэр застрелился в поезде, идущем из Томска на Запад, был его слабый характер, особая чувствительность и порядочность. Понимая, что оставляет горячо любимую молодую жену с двумя детьми без копейки денег, он, тем не менее, покончил счеты с жизнью.

Актеры из труппы тут же после пожара отправились в Томск и стали давать спектакли, но через два месяца томский театр передали цирковому коллективу Боровского, труппа осталась не у дел и вскоре распалась.

Так трагически закончилась первая оперная антреприза в Красноярске. Но начало оперным коллективам было положено, и вскоре, в 1905 году, появилась новая приличная оперная труппа Н. Бубнова. Но это уже другая история.

1) Театр и искусство. 1898. No 47. 2) Театр и искусство. 1897. No 18. 3) Театр и искусство. 1897. No 8. С. 172. 4) Театр и искусство. 1898. No 47. С. 172. 5) Сибирский вестник. 1898. No 263 (7 дек.). С. 2.

 

Recent Posts

See All

Comments

Rated 0 out of 5 stars.
No ratings yet

Add a rating
  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Instagram
bottom of page