top of page
  • Writer's pictureОльга Старынина

Студия молодых артистов Або Волгина и студиец И. Смоктуновский

После войны 1941-45 гг. Красноярский драматический театр переживал подъем. Вернулись с фронта ведущие артисты, появился замечательный режиссер. В 1944-50 гг. на сцене театра имени Пушкина, работал известный актер и режиссер Або Яковлевич Волгин.

Волгин в 1922 году начинал свой сценический путь в Самаре. В 1938 г. он был арестован и в 1942 году осуждён по статье 58-6 к трём годам заключения. Отбывал заключение в Красноярском крае, работал режиссёром в лагерном театре. После отбывания срока, в 1944 году, А.Я. Волгин пришёл к руководству театром им. Пушкина.

О нем в своей книге вспоминает режиссер П. Монастырский: «В течение пяти лет я работал в Красноярском театре имени Пушкина: именно здесь я встретился с одним из корифеев советской режиссуры, некогда возглавлявшим Куйбышевский театр имени Горького, Або Яковлевичем Волгиным. Освобождённый из ГУЛАГа, он с завидной для его возраста энергией взялся за работу по организации расшатанного за годы войны красноярского театра. Бескорыстный и щедрый человек, он учил жить интересами дела, а не выгадывать для себя, нести в театр не только талант художника и организатора, но и делать для него всё, что можно, чтобы людям, измученным военным временем, было легче жить и творить». (1)

Эти годы отмечены многими хорошо запомнившимися спектаклями, общим творческим ростом коллектива Красноярского драматического театра: «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Волки и овцы» и «Гроза» А.Н. Островского, «Чудаки» А.М. Горького, «Укрощение строптивой» и «Отелло» В. Шекспира, «Иван Грозный» А. Толстого, «Русский вопрос» К. Симонова и др.

Много также поставлено было военных пьес: «Площадь цветов» В. Ильенкова, «Сталинградцы» Ю. Чепурина и «Так и будет», «Под каштанами Праги» К. Симонова, новая пьеса поэта М. Светлова «Бранденбургские ворота», «Сын полка» В. Катаева, которые неизменно пользовались успехом. За свои творческие достижения в Красноярском театре Або Волгин получил в 1947 году звание заслуженного артиста РСФСР.

К заслугам известного режиссера относится создание театральной студии.

После войны репертуар красноярского театра начал меняться, перестраиваться на мирные рельсы, в его репертуаре появились детские сказки. Первая - легендарный спектакль «Умные вещи» С. Маршака в 1945 г. Сказочный спектакль стал «настоящим событием в театральной жизни Красноярска». Немудрено, ведь в суровые годы на сцене не было места размаху фантазии, ярким краскам и весёлым песням: «Здесь был и неожиданно, в облаке дыма появляющийся из-под земли и исчезающий под землю добрый чародей, и взлетающий в небеса ковёр-самолёт, и угощающая появляющимися на ней отличными яствами скатерть-самобранка, и становящийся невидимым под шапкой-невидимкой человек. Все действия на сцене были так организованы, что приготовления к этим эффектам оставались совершенно незамеченными и милая детскому сердцу фантастика становилась совершенно естественной, воспринималась, как чудесная реальность». (2)

С этого времени театр имени А.С. Пушкина ежегодно показывал спектакли для детей. Следующая премьера для детей состоялась 6 марта 1946 года. Сказку-феерию с волшебными превращениями «Хрустальный башмачок» («Золушка») поставила режиссёр Е.В. Крылова.

«Роль Золушки исполняют актрисы Циппель и Струйская. Роль принца исполняет артист Патрушев. Он обладает звучным, приятного тембра голосом, в меру порывист, в меру влюблён. Но Патрушеву вредят некоторые чисто внешние причины. Умение носить изящно и непринуждённо платье любой эпохи – большое искусство для актёра. К сожалению, Патрушев им пока не овладел. Богатый костюм мешковат на нём. Держится и особенно танцует принц довольно неизящно.

Юный зритель принял спектакль с восторгом, взрослые смотрели «Золушку» с большим и неподдельным интересом». (3)

Среди молодёжи, исполнявшей маленькие роли в этой сказке, были О. Уколова, Н. Нехлопоченко, А. Приходько, Н. Коротеева, впоследствии ставшие заметными артистами красноярского театра, на афишах встречаем имя студента Иннокентия Смоктуновского.

В следующем сезоне 1947-48 гг. юные зрители увидели спектакль по сказкам Г.Х. Андерсена "Хрустальд и Картинка», в котором критиками отмечались карнавальная яркость красок, музыкальность, стремительность действий.

Большим успехом пользовался спектакль «Аленький цветочек». О нем вспоминает П.Л. Монастырский. (4)

«В каком-то из эпизодов над горами и долами должна была пролетать Баба-Яга. Её, как и положено, играл маленький, вёрткий артист характерного плана. Чтобы задумка получилась эффектней, он, подвязанный верёвкой за талию, взбирался за кулисами на мостик и в нужный момент обрушивался вниз, проносясь этаким маятником через всё пространство сцены; летая туда-сюда, туда-сюда. Рабочий, поддерживая другой конец верёвки, медленно её освобождал, и Баба-Яга плавно приземлялась на стоящий в центре пенёк.»

Создателем этих ярких весёлых спектаклей являлась Елена Владимировна Крылова, она была очередным режиссёром театра имени А.С. Пушкина с 1944 до 1950 года, ей было поставлено 11 спектаклей. Наиболее удавались Елене Владимировне сказочные и молодёжные спектакли. Молодёжными спектаклями стали: «Сын полка», «Молодая Гвардия», где половину ролей исполняли вчерашние студийцы; «Аттестат зрелости» - первая пьеса местного автора Л.Б. Гераскиной на современную тему.

Музыку к детским спектаклям, комедиям, фантастике и драмам писал композитор, заведующий музыкальной частью С.Ф. Кайдан (1901–1972), автор известного пионерского гимна «Взвейтесь кострами».

Сергей Фёдорович Кайдан (настоящая фамилия Дешкин). Родился он в 1901 г. в Вильнюсе. Затем жил в Москве на ул. Мясницкой. По социальному положению Кайдан служащий, по специальности и профессии пианист-композитор. Арестован 9 августа 1930 г. Приговор вынесен 5 января 1932 г. По ст. 58-8, 58-11 осуждён на 10 лет. 1 февраля 1932 г. Кайдан прибывает в Сиблаг (Вятлаг НКВД). 1 октября 1936 г. его переводят в Норильский лагпункт.

Практически с первых же дней Кайдан работает с музыкальной командой. Уже с 1 января 1937 г. он закреплён за клубом как руководитель оркестра. 5 ноября 1939 г. Кайдан «убыл» из Норильлага. Освобождён 9 августа 1940 г. В красноярском театре С. Кайдан успешно заведовал музыкальной частью и музыкальным оформлением спектаклей. Впоследствии он работал в Абаканском и Кызыльском национальных театрах, и там тоже писал музыку к национальным спектаклям.

К этому времени относится и попытка создать театральную студию, чтобы подготовить молодых актёров, попытка, увенчавшаяся успехом. Руководил труппой Або Яковлевич Волгин.

Для детского репертуара необходимы были молодые артисты. Возможно, это стало одной из причин создания Або Волгиным театральной студии при городском театре. Это было волевое решение Волгина, не согласованное с верхами, и просуществовала она недолго.

Одним из студийцев был Иннокентий Михайлович Смоктунович, позднее изменивший фамилию и ставший Смоктуновским. О тех временах вспоминает заведующий труппой Пушкинского театра Александр Андреевич Приходько в интервью журналисту, заведующему литературной частью красноярского ТЮЗа Николаю Кавину.

«Вскоре после окончания войны в Красноярске при краевом драматическом театре имени А.С. Пушкина была организована театральная студия. Среди немногих счастливчиков учащимся этой студии стал и я. Нас было всего шестнадцать человек, и мы гордились тем, что были приняты, можно сказать, в театр, потому что параллельно учёбе мы были заняты во многих спектаклях театра.

С 8 утра до 12 у нас было мастерство актёра, речь, танец, ритмика, история театра. С 12-ти репетиции спектаклей театра, в которых мы всегда требовались, потому что ставились большие спектакли, такие, как «Отелло», «Великий государь», «Молодая Гвардия», «Сын полка». Потом мы уходили домой пообедать. И возвращались вечером на спектакль. Целый день. И мы не роптали на это, а наоборот, получали удовольствие. Мы были фанатиками, и все мои товарищи, в том числе и Иннокентий, пронесли этот фанатизм через всю жизнь.

Мы же, студенты, много были заняты в спектаклях. В основном в массовках, эпизодах, конечно. Но мы были счастливы, что наши фамилии указаны в программках, хотя и в самом конце.

Ваше самое первое впечатление от юного Смоктуновского. Выделялся ли он чем-нибудь среди вас?

- Выделялся. Очевидно, есть какое-то свойство человека не оставаться незамеченным. И вместе с тем это был скромный, живой, улыбающийся молодой человек, и его удивительную улыбку я помню и сегодня, спустя почти полвека. Он был очень контактным, умел собрать вокруг себя компанию и затеять что-нибудь интересное и весёлое. Все с большим уважением к нему относились. И он ко всем нам хорошо относился, можно сказать, что мы были дружны. Мы всегда были вместе. То мы на занятиях, то на вечерних спектаклях. И даже в выходные дни собирались в театре и что-то придумывали. Он выделялся среди нас и на уроках по мастерству, и на занятиях по технике речи, по сценическому движению, по ритмике. Он был, кстати, очень пластичный человек.

- Вы помните первые актёрские работы Смоктуновского на сцене театра?

- Иннокентий был очень талантливым молодым человеком, он начал среди нас, студентов, быстро прогрессировать, и в театре его тоже заметили. Было распределение ролей в новом спектакле «Мисс Гоббс», и Смоктуновский получает в нём центральную роль…

- У него была небольшая роль в спектакле «За тех, кто в море». Это был великолепный эпизод. Один из матросов там пел цыганский романс, а Смоктуновский аккомпанировал ему на гитаре, хотя в жизни он не умел играть. Он «играл» под другую, закулисную гитару. И критики отмечали, что «этот актёр прекрасно владеет гитарой, хорошо держит ритм и великолепно работает руками». Мелочь, а она была отмечена.

- Вы назвали роль молодого Смоктуновского в спектакле, посвящённом недавно закончившейся войне. А то, что он перед приходом в студию прошёл дорогами войны, как-то сказалось на его актёрских работах?

- Разумеется. Вот у нас шёл великолепный спектакль «Под каштанами Праги», у Иннокентия была маленькая эпизодическая роль. В конце спектакля он выходил в форме немецкого офицера. Этот небольшой эпизод я до сих пор помню. Он выходил плавно, как на подушечках. Его не слышно было. Словно какой-то ленивый, но страшный зверь. И вдруг, когда появлялось высшее командное лицо, он преображался, выбрасывал руку, подтягивался. Этот ленивый холёный офицер вдруг становился угодливым и подобострастным. И эта его крохотная актёрская зарисовка не могла остаться незамеченной. Ценность любой его самой маленькой роли в том, что он всегда всё делал чётко, ярко, с душой.

- Можно сказать, что ему с первых шагов на сцене был свойствен интерес к мельчайшим деталям, тонкостям разработки характера персонажа?

- Разумеется. Ну вот, например, спектакль «Великий государь». У него там ни одного слова не было. Он играл маленькую роль наёмного убийцы, иностранца. Лобное место. Появляются рынды. Площадь заполняется народом. Появляется Иван Грозный. И тут Иннокентий достаёт из-под плаща лук со стрелой, быстро натягивает лук. В зрительном зале раздаётся крик «ой!». Иннокентий пускает стрелу. Но Василий Блаженный поднимается и закрывает своим телом Ивана Грозного, и стрела впивается в Блаженного. И так впечатляюще Иннокентий это сделал, что женщина в зале вскрикнула «ой!». Он всё делал выразительно, и эту актёрскую выразительность он пронёс через всю свою творческую жизнь как Мастер.

- После окончания студии вы стали актёрами театра?

- Да, я так и остался в театре и до сих пор здесь работаю. А Смоктуновский не закончил студию. Был маленький инцидент. По теперешним временам – мелочь, но у нас был очень строгий руководитель – Або Яковлевич Волгин. И хотя он обожал Смоктуновского как актёра и как человека, но он его исключил из студии.

- В чём же провинился Смоктуновский?

- Ну, знаете, юность есть юность. И с кем не могло такого случиться? Мы ребята были интересные. И молодые девушки ожидали нас после спектакля, записочки писали. Это нам, мальчишкам, льстило. И вот Иннокентий опоздал на одну из репетиций. Видно, вечером после спектакля долго провожал одну из своих поклонниц и немного проспал. Было сделано замечание. Ну, а второй раз ему уже не простили. Он ушёл из студии и театра, и начались его актёрские скитания…

У меня сохранилась программка спектакля «Кому подчиняется время», где рядом стоят фамилии Смоктуновского и моя. Около них звёздочки с запятыми, а внизу сноска, что это студенты театрального училища при театре имени Пушкина. А тут у Иннокентия центральная роль, и фамилия в самом начале перечня исполнителей. Это, конечно, было событием и для него, и для всех нас.

Тогда в коллективах было принято устраивать обсуждение спектакля. И мы сидели, слушали, как ведущие артисты и руководство театра отмечали его работу.

- Как вы жили в быту?

- Очень скромно. Я великолепно помню, как мы менялись одеждой. У кого-то был хороший костюм, у кого-то галстук, у кого-то рубашка. И если один из нас шёл на свидание с девушкой, то мы с ребятами отдавали ему лучшее, что у нас было. Послевоенное время было очень трудное, и на 210 рублей стипендии, которую мы получали, прожить было очень нелегко. Это были очень маленькие деньги, и одеваться шикарно мы не имели возможности. Главным всё-таки была учёба, подрабатывать было невозможно по одной причине: мы с утра до вечера были заняты в театре».(5)

Кроме А.А. Приходько, Н. Нехлопоченко, И.М. Смоктуновского в студии учились О.Д. Байкалова, братья В.И. и Г.И. Соловьёвы, О.И. Уколова, Е.В. Марьясова, Г.М. Орлова, Н.Я. Коротеева, Е.Ф. Патрушев, М.Е. Седнев и другие.

Однако вскоре молодежная студия Або Волгина была закрыта, об этом свидетельствует документ- письмо из Комитета о делам искусств при Совете Министров РСФСР начальнику отдела по делам искусств исполкома красноярского крайсовета А.Р. Шишкин, где сообщается:.

«Студии, не включённые в сеть, не финансируются.

Комитет по делам искусств при Совете Министров РСФСР разрешает оставить не более 15 человек наиболее способной молодёжи (из них 10 чел. мужчин и 5 женщин), зачислив их во вспомогательном составе театра, и распустить остальной состав студийцев».(6)

В этом сезоне студийцы наиболее ярко проявили себя в спектакле «Хрустальный башмачок», а Н. Коротеева – ещё в главной роли в «Сыне полка». В следующем сезоне будут два почти полностью молодёжных спектакля: сказка «Хрустальд и Катринка» и «Молодая Гвардия».

Так закончилась короткая история первой театральной студии в Красноярске.

И хотя молодежная студия при театре Пушкина просуществовал чуть больше года, она положила начало нашему институту искусств и современному знаменитому на всю Россию Красноярскому театру юного зрителя, который ведет свое начало с приезжего курса ЛГИТМИКа в 1962 г., но об этом читайте уже в другой статье.

(В статье использованы материалы рукописи И.В. Воронова о красноярском театральной жизни 1945-2000-х годов. Рукопись представляет собой хрестоматию рецензий без какого-либо анализа, но с точки зрения источников театроведческих статей имеет ценность).

Примечания:

1. Монастырский П.Л. Жил - был театр. С. 108.

2. Лифшиц Л. «Театр в Красноярске». - Красноярск,1956. - С. 59.

3. Гераскина Л. // Красноярский рабочий. - 1946. - 24 марта.

4. Монастырский П.Л.. Жил-был театр.

Волгин А.Я.
Кайдан-Дешкин С.В.
Кайдан-Дешкин С.Ф.










 

Comments

Rated 0 out of 5 stars.
No ratings yet

Add a rating
  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Instagram
bottom of page