top of page
  • Writer's pictureОльга Старынина

Антрепренер Маркевич

До 50-х годов в Сибири не было ни постоянной театральной труппы, ни театральных помещений. Первой ласточкой оказалась труппа Иосифа Маркевича. Трижды до этого – в 1845, 1848 и 1849 году она проехала с гастролями по Сибири, побывала в Томске, Омске, Красноярске, Иркутске, Барнауле, подвизалась на ярмарках в уездных городах. Откуда же взялась эта труппа и что собой представляла?

Примечательную труппу собрал купец, польский уроженец Иосиф Маркевич в 1842 году в Уфе. Составлена она была, видимо, из местных любителей и недостаточно удовлетворительная по амплуа. Проиграв три года в городе, антрепренер задумал путешествие на восток, где бурлила «золотая лихорадка» и деньги разыгрывались возами. Но для этого ему надобны актеры, вернее, актрисы, которых в те времена сильно недоставало. Труппа была, по обычаю того времени, составлена из крепостных. Женщины то болели, то рожали детей, то умирали по слабости здоровья. Девиц на сцену отпускали весьма неохотно, поэтому женские роли исполняли мужчины.

Итак, купец Маркевич задумал коммерческое предприятие – вояж за Урал с театральной труппой. Театральный предприниматель мечтал проехать по городам и селам, посетить все ярмарки и сделать большие сборы. Но где взять недостающих актрис? Местные кадры еще не появились, пришлось обратиться к единственному источнику – театральной школе при Петербургском императорском театре. В ноябре 1845 года Маркевич пишет письмо в дирекцию с просьбой прислать ему трех выпускниц. Обещает стол, чай, особую квартиру, жалование в 1000 рублей и главные роли в комедиях, водевилях и операх. Но дирекция отказала в просьбе неграмотного купца. Ее возмутила неслыханная наглость: Маркевич обязывал артисток самих шить себе дорогие костюмы. Эти сведения я почерпнула из документа, найденного мною в С-Петербургском государственном архиве. Погоревав немного, Маркевич со своей труппой в 20 человек все же осуществил план и в 1845 году отправился в Томск, Иркутск и другие города. В 1850 году, после третьих гастролей окончательно осел в Иркутске.

Там он рьяно взялся за дело: подал прошение в городскую думу. Купец просил думу построить постоянный театр и сдать его в аренду. На такое предложение дума отказала, а вместо этого предоставила ему в бесплатное пользование на 10 лет место городской земли с тем, чтобы он сам на свои деньги выстроил театр, а по истечении лет здание поступило бы в пользу города. Затея приезжего осуществилась, в 1851 году деревянное здание было возведено в центре города и на долгие годы стало центром культурной жизни. На чьи деньги? Явно, не на скупого предпринимателя. По некоторым сведениям, здание пожертвовано почетным гражданином Кузнецовым, тем самым, Петром Ивановичем из Красноярска, чей сын Александр впоследствии станет директором красноярского городского театра. Но об этом речь еще впереди…

В архитектурном и акустическом отношениях иркутский театр удовлетворял всем требованиям: длинною 17, шириною 12 и вышиною до 4 сажен, два яруса лож и галерея, партер в 9 рядов кресел расположены «с большим знанием в отличном вкусе». Театр открылся 22 октября 1851 года. Играли «Русский человек добро помнит» - видимо, в угоду меценату Кузнецову и другим, помогавшим при переоборудовании здания, а также водевили «Девушка-моряк» и «Жена за столом, муж под столом». Труппа в 1851 году состояла уже из 30 человек, где он набрал еще 10 актеров – неведомо, скорее всего, из тех же любителей местного значения. Некоторых, впрочем, он выписал из Петербурга, заручившись поддержкой местных властей, которые несказанно любили театральные представления. Труппа пополнилась приезжими актерами: Волков, Львов, Ярославцев, танцмейстер Грузинцев для опер и балетов, балерина Пряхина. Публика осталась довольна исполнителями и сыгранными пьесами. Но малочисленность публики привела к убыткам: «Дела антрепренера в то время были не из блестящих», - сообщает «Восточное обозрение». – «Цена местам была незначительная, например, ложа бельэтажа - 5 р., бенуа - 4 р.». Пытаясь увеличить прибыль, антрепренер давал представления каждый день. Прижимистый Маркевич экономил на жаловании: самые лучшие из актеров получали не более 50 руб. в месяц. Даже балерина Пряхина, к тому же хорошая водевильная актриса и певица, обладавшая недурным сопрано, получала только 60 руб. в год и два бенефиса. Явственно, Маркевич эксплуатировал актеров.

«Многие пьесы исполнены были превосходно, с большим знанием сценических условий. Театр пользуется здесь большим и справедливым вниманием со стороны общества, благодаря умелой и вполне отчетливой игре многих актеров», - писал журнал «Пантеон» в 1851 году, отдельно автор отмечает декоратора Михайлова, который «при довольно ограниченных средствах дирекции делает возможное из невозможного».

Отличная труппа с даровитыми актерами: Ярославцевым, Лебедевым, комиком Григорьевым, у которого находят общее с Мартыновым, «из актрис более других замечены Санковская довольно благородной игрой, Маркевич (дочь импресарио) и Андреева, особенно последняя, соединяющая с несомненным талантом строгое и усердное изучение каждой роли». Труппа продержалась в Иркутске три года, затем Маркевич не пожелал держать театр и переехал в Красноярск.

 

Recent Posts

See All

Comments

Rated 0 out of 5 stars.
No ratings yet

Add a rating
  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Instagram
bottom of page