top of page

1870-е годы на красноярской сцене

  • Writer: Ольга Старынина
    Ольга Старынина
  • Apr 11, 2022
  • 5 min read

Updated: Apr 12, 2022

В 60-х годах «золотая лихорадка» пошла на убыль, экономическая жизнь снова замерла, а с ней культурная жизнь становится менее оживленной. Некоторое оживление наметилось в начале 70-х, но оно было кратковременным, к концу десятилетия экономическая жизнь претерпела спад.

Золотой бум пошел на убыль, Н. Кытманов пишет, что в 1868 году добыча сократилась вдвое, мельчала и на обеих системах приисков – северной и южной – число мелких промышленников-золотничников достигло 1800.

Крупных заводов и фабрик здесь не было, население занималось мелкой торговлей, ремеслами, хлебопашеством, "золотая лихорадка" кормившая весь край, была на излете. Красноярск стоял на перекрестке трех почтовых трактов: Московского, Енисейского и Иркутского. В Красноярске население в 1874 году составляло 14 тысяч человек. Торговый класс в 1870 году по отчетам городской управы составлял: купцов первой гильдии – 12 человек, второй – 59, третьей – 70. Контингент зрителей был очень ограничен: немного купцов, а доходы немногочисленного среднего класса: были весьма невелики. Им доступна только галерка.

Театр в Енисейске в 1868 году сгорел, а в Красноярске его еще не построили. В 1870-е годы в Сибири только формировался контингент зрителей, не было еще профессиональных актеров, антрепренеров, приспособленных театральных зданий. В 1881 году томский критик Всеволод Сибирский писал: "В Сибири как сценическое, так музыкальное искусство вообще находится в плачевном положении. Многие губернские и областные города не имеют постоянных театральных трупп, а в других даже нет и зданий, приспособленных для сценических представлений".

В 1873 году в красноярскую городскую управу поступило заявление уполномоченных любителей театрального искусства потомственных почетных граждан Александра Петровича Кузнецова и Иннокентия Сидоровича Щеголева об отводе места на строительство на Острожной площади театра. Собранные по подписке суммы послужили быстрому возведению в 1874 году деревянного помещения. На здании повис огромный долг – около 7 тысяч рублей, который городская дума взяла взаймы и должна была выплатить жертвователям. Кроме того, необходимо было купить декорации, мебель, костюмы, библиотеку с пьесами. Тогда дума выступила с предложением о сдаче помещения в аренду, однако желающих не находилось.

Целый год театр пустовал, изредка в нем давались любительские спектакли, и только 1 мая 1875 года некий мещанин А. Н. Егоров заключил контракт на три года, по которому обязывался погасить долг. Набрал труппу из местных актеров, разбавил их любителями и в октябре - декабре давал спектакли. В труппе Егорова были известные, опытные и даровитые артисты: С. Г. Бабош-Королев и А. И. Бабош-Королева, любимый сибиряками комик Н. И. Григорьев, Е. А. Соколов, каскадная артистка Воронцова-Егорова – возможно, дочь местного полицмейстера Воронцова, сам Егоров — мещанин, комик и резонер П. А. Рахманов, любовник Петров, супруги Федоров и Федорова, остальные — любители: Невская, Шулинская, Улов, Михайлов, Максимова (со временем состав мог меняться). Такие полупрофессиональные-полулюбительские труппы были чрезвычайно распространены, т.к. профессиональных актеров катастрофически не хватало. Труппа малочисленная, и, действительно, кроме двух-трех лиц остальные непригодны к сцене. Успеха труппа, видимо, не имела из-за малочисленности публики, и после Нового года Егоров отбывает в Томск, где поправляет свои дела. Осенью труппа появляется в Тюмени, и получает нелестный отзыв местного рецензента: "Несмотря на любовь публики к театру, даже в лучших городах Сибири не бывает порядочных трупп. Труппы содержатся людьми без средств, без понимания дела, а потому не могут иметь в своем составе порядочных артистов, что было у нас в Тюмени. Труппа Егорова, за исключением двух артистов, состояла из людей, совершенно неспособных к сцене, разумеется, антрепренер, убивши все, что у него было, не в состоянии был продолжить дело и буквально пустил несчастных артистов по миру. Но и спектакли этой плохой труппы посещались публикой".

Эта труппа недолго просуществовала на сибирских подмостках, уже в 1877 году Егоров бросил труппу в Тюмени. Сам актер вместе с женой позже объявится в сибирском товариществе драматических артистов, о чем свидетельствуют афиши сосьете.

Маленькая полупрофессиональная труппа, неумело составленный репертуар (по афишам): "Старое старится, молодое растет" А. Н. Плещеева, "Испорченная жизнь" Н. Е. Чернышева, "Волки и овцы", «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, "Скрытое преступление" В. А. Дьяченко, "На хлебах из милости" В. А. Крылова, "Не тот жид, кто еврей, а тот жид, кто жид" А. Х. Мозера, "Петербургские коршуны", "Закинутые тенета", "Семейные пороги" В. А. Дьяченко, "Шуба овечья – душа человечья" Н. А. Потехина, "Материнское благословение" А. Деннера и г. Лемуана, "Наследство золотопромышленника" А. А. Соколова, "Воровка детей" Е. Гранше и п. Ламбер-Тибу, "Мертвая петля" Н. А. Потехина, "Хижина дяди Тома", переделка М. П. Федорова, водевили и оперетки: "Любовное зелье, или цирюльник-стихотворец" Лельвиля и Н. Бразье, невежественность и малочисленность публики, ограниченность средств, – все это привело антрепренера к краху. Впрочем, неуспех труппы Егорова не удивителен.

О спектаклях, бывших на сцене красноярского городского театра, дают сведения, например, журнал «Театральная библиотека» за сентябрь 1879 года. Она предоставляет список «пьесам гг. членов общества драматических писателей, игранных на провинциальных сценах за январь 1878 г. В Красноярске в январе играли любители такие пьесы: «Женитьба», комедия-водевиль «Виц-мундир» – 1 акт. Другой водевиль «На хлеб и воду» 1 акт, – был дан проезжими актерами, как указано в журнале. В июне 1878 г. тот же источник указывает 4 водевиля, сыгранных актерами: «Женское любопытство», «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло», «Жил за печатью», «На хлеб и на воду». В декабре 1878 года (по сведениям «Театральной библиотеки» № 2 1880) любители дали одну комедию «Не в деньгах счастье» и одноактный водевиль «Камердинер-франт».

Другой источник, по которому можно проследить представления в театре – отчеты в городскую думу о спектаклях в городском театре, предоставленные дирекцией оного, их часто печатали местные газеты. Так в «Енисейских губернских ведомостях» от 11 сентября 1876 года с. 142 дан «отчет, представленный исправляющему должность красноярского полицмейстера Измайлову управляющим труппы актеров С. Г. Бабош-Королевым о спектакле, данном в городском городовом театре, половинная часть сбора от которого поступила в пользу Южных славян (то есть в помощь военных в крымской войне), из коего видно, что «получено от продажи билетов – 181р.40 коп, дивиденду получено 133р.55 коп, из числа коих 66 р.78 к, переданы члену славянского благотворительного комитета Сергею Лавровичу Измайлову для отсылки в комитет, а остальные 66р.77 к. – ровно половина – удержаны в пользу антрепренера». В той же городской газете, в «Енисейских губернских ведомостях» приводится отчет за все время с начала открытия театра. С 1 мая 1875 г по 1 марта 1877 года, что дает основания утверждать, что до 1 мая 1875 года в театре не было постоянных представлений, лишь отдельные спектакли любителей. В статье приход указывается, что «поступило от отдачи в арендное содержание антрепренерам: А. Н. Егорову – 753 р.50 к., П. Н. Новикову - 632р.».

Так были ли спектакли в 1874 году, когда сдали помещение театра в эксплуатацию? В отчете о приходе и расходе капитала за спектакли, данные в театре 1 октября и 26 ноября 1874 г., очевидно, любителями, так как распорядительницей в первом случае была г. Е. Шепетковская, а во втором – А. Данилов. Первый спектакль был благотворительный в пользу бедных гимназистов – 113 р. 50 к, а второй в пользу театра – 100 р. из 437 р. сбора. Тут же указывается о средствах, употребленных на разные расходы по спектаклю.

Еще из газет: 21 августа 1877 года - один спектакль в пользу Красного креста – 400 р. из 526 дохода, а 126 р. – на устройство спектакля, то есть доходов со спектаклей не было никаких. 12 ноября 1877 г. тем же раненым отдано 121 р.75 к., хотя доход всего 75 р. от спектакля, пришлось кое-кому добавить от себя.

8 января 1878 г. – спектакль любителей драматического искусства «Женитьба» с указанием участников: А. Г. Ножина, В. А. Никитской, Р. А. Переломовой, М. С. Рудин, М. П. Румянцевой, А. А. Львовым, К. П. Никифировым, И. Т. Савенковым, В. С. Савельевым, опять благотворительно, в пользу раненых воинов - 265 р. из 382 дохода от спектакля, и опять отчислено в пользу содержания театра – 25 р., кроме того, на сам спектакль пожертвовали свечи местные купцы, а афиши напечатали бесплатно в типографии С. К. Гоштовта, родственника Крутовских.

Вялотекущая театральная жизнь на красноярской сцене в 1870-е годы оживлялась местными любителями драматического и музыкального искусства. История создания и функционирования Красноярского Драматического общества долгая и интересна, о ней я расскажу в следующих статьях.

 

Recent Posts

See All

Comentários

Avaliado com 0 de 5 estrelas.
Ainda sem avaliações

Adicione uma avaliação
  • Vkontakte Social Иконка
  • Facebook
  • Twitter
  • Instagram

© 2021 Постникова Н.А., автор сайта

© 2021 МАУ "ЦБС им. Горького", г. Красноярск

bottom of page